Права покупателя и обязанности продавца
Основная трудность в построении взаимоотношений между интернет-магазином и клиентами заключается в отсутствии непосредственного взаимодействия между продавцом и покупателем. Вероятно, это явилось одной из причин того, что законодательство решило поставить покупателя онлайн-магазина в более привилегированное положение по сравнению с клиентами традиционной розницы.
Правоотношения в онлайновой торговле регламентируют:
■ Правила продажи товаров дистанционным способом;
■ ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей»;
■ ст. 497 Гражданского кодекса РФ «Продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара»;
■ ст. 8 Федерального закона «О рекламе».
По сути данными документами установлено право покупателям пользоваться интернет-магазином как своеобразным пунктом проката, поскольку правила возврата в данном случае гораздо более мягкие:
■ покупатель имеет право отказаться от сделки в любой момент до фактической передачи покупки; таким образом, покупатель имеет право на отказ, если даже товар отгружен и курьер находится в пути;
■ покупатель может вернуть покупку в течение семи дней после ее получения, если при получении заказа он был в письменной форме проинформирован о сроках и порядке возврата; покупатель вправе вернуть товар надлежащего качества в течение трех месяцев с момента приобретения, если он не был проинформирован;
Подпишитесь на обновления блога, чтобы не пропустить выход новых статей.
■ покупатель вправе не мотивировать свой отказ от покупки, однако для осуществления возврата должен быть сохранен товарн ый вид продукта и целостность упаковки;
■ покупатель вправе получить свои деньги обратно даже при отсутствии кассового чека, т.к. он может ссылаться на другие доказательства совершения сделки, однако покупатель интернет-магазина не вправе тр&бовать деньги за товар, предназначенный для личного пользования, а также за эксклюзивный товар, поставленный под заказ.
Помимо прочего, обязанности продавца заключаются в предоставлении покупателю максимума данных о себе и о товаре. В этой связи стоит обратить внимание на следующее.
- На сайте магазина должны быть размещены реквизиты продавца и его фактический адрес.
- В описание товара, продаваемого дистанционно, должна быть включена вся информация, содержащаяся на этикетке товара.
- Срок действия предложения о заключении сделки должен быть указан в описании товара, Следовательно: если товар выбыл из ассортимента, а информация о позиции на сайте не была обновлена, то пользователь, пожелавший приобрести данный товар, вправе подать жалобу.
- Доставить товар следует в срок, указанный в договоре, предусматривающем данную услугу. Если для доставки товара продавец прибегает к услугам третьих лиц, он обязан уведомить об этом покупателя.
В случае возврата товара надлежащего качества доставку оплачивает покупатель, при возврате брака — продавец. Вернуть деньги за товар продавец обязан в течение десяти дней с момента предъявления требования о возврате.
В настоящее время законодательством определен перечень товаров, дистанционная продажа которых запрещена: алкогольная и табачная продукция, лекарства, драгоценные камни и т.п. Полный перечень позиций представлен в Указе Президента от 22 февраля 1992 г. №179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена».
Схемы организации доставки товара
Существуют четыре основных варианта.
- Самовывоз. Это самый простой способ. Покупатель самостоятельно приезжает в оговоренное время в установленное место и забирает товар. Основной недостаток данного способа — определенные неудобства для покупателя. Это может стать причиной потери некоторой части клиентов.
- Курьер. Более удобный для покупателя и затратный для продавца вариант. Работа курьера оплачивается, как правило, исходя из количества доставок. Если курьер развозит заказы на своей машине, то следует учитывать также затраты на амортизацию автомобиля, бензин, на мобильную связь и т.п. Во избежание форс-мажорных обстоятельств рекомендуется брать в штат сразу двух курьеров, которые смогут работать параллельно и в случае необходимости заменить друг друга.
При росте объема продаж возникает потребность в создании целого отдела курьерской доставки. Это идеальная схема, которая почти не встречается на практике.
3. Услуги сторонней курьерской службы (аутсорсинг). Это оптимальный вариант для тех интернет-магазинов, владельцы которых стремятся охватить большую территорию. Одно из преимуществ данной схемы — снижение риска возникновения форс-мажорных обстоятельств, которые негативно сказываются на имидже продавца. Кроме того, работать с аутсорсинговой службой доставки гораздо дешевле, чем организовать собственную службу.
В числе наиболее популярных курьерских служб можно упомянуть TNT Express и «EMS Почта России», сроки доставки которых исчисляются днями. Даже в самом отдаленном городе России заказ будет не позднее, чем через неделю.
Если замысел предпринимателя предусматривает создание действительно большого интернет-магазина с качественным сервисом, то без собственных курьеров не обойтись.
4. Почтовая доставка. Актуальные тарифы и условия доставки представлены на сайте «Почта России». Схемы доставки, как правило, предполагают различные бонусы для покупателей.
К примеру, интернет-магазин Х при заказе на сумму более 1 тыс. руб. осуществляет бесплатную доставку «Почтой России».
Интернет-Маркетинг
Постовой: Я предпочитаю качать программы и игры для android, на портале Глав Андроид!
- Ключевые правила создания «продающего» интернет-магазина. Рекомендации ( II ).
- Ключевые правила создания «продающего» интернет-магазина. Продвижение ( II ).
- Ключевые правила создания «продающего» интернет-магазина. Дизайн.
- Как создать прибыльный бизнес в сети ( I ).
- Как создать прибыльный бизнес в сети ( II ).
- Как создать прибыльный бизнес в сети ( III ).
- Как создать прибыльный бизнес в сети ( V ).