Итак, мы уже поняли, что каждый ждет от посещения сайта чего-то своего. Как понять, что собой представляет эта общность, обозначаемая термином «целевая аудитория», что может привлечь ее представителей, а что отпугнет?
Для того чтобы классифицировать абстрактную аудиторию по критерию ожидания в отношении интерфейса как системы, которая будет сигнализировать пользователю «свой — чужой», обратимся к технике описания типов посетителей сайтов. Подробное описание этой техники достаточно часто встречается в литературе no usability. Базовый перечень, на который опирается автор данной статьи, представлен ниже. Он непрерывно меняется: одни из него исчезают, другие в нем появляются.
■ «ШкольницаЛюба». Использует Сеть для общения с друзьями, обмена фотографиями и новостями. Активней всего пользуется ICQ и социальными сетями («В Контакте» и др.). С этой целью использует мобильный телефон. В «большом Интернете» бывает вечерами и ночами, заходит в него с личного ноутбука: смотрит видеоролики, играет во флеш-игры, общается. Время от времени что-то ищет для учебы, при этом не слишком требовательна к качеству информации. Верит всему, что написано. Читать, однако, не любит, длинные тексты не воспринимает. Не знает английского языка, р русском делает много ошибок. Весьма нежелательный «генератор контента» и объект насмешек для прочих пользователей Ин тернета. Ориентирована на цепь: если ей нужно, самостоятельно разберется с любым сколь угодно сложным интерфейсом.
■ «Технарь Рома». Сеть использует в двух режимах: Интернет дома и Интернет на работе.
Дома играет в многопользовательские игры, качает торренты, общается на тематических форумах на технические, научно-популярные, хобби темы. Иногда делает покупки в интернет-магазинах, придирчиво выбирая при этом товар и сам магазин. На работе пользуется в основном электронной почтой, в Интернет заглядывает утром для чтения новостей и в течение дня по ссылкам типа «Смотри, здесь прикольно». Иногда участвует в профессиональных форумах. Очень любит делиться своим экспертным мнением в Интернете. Особой социальной активности не проявляет. Ненавидит сайты со звуковым сопровождением: мешают работе. Пользуется сетевыми сервисами закладок. Иногда подрабатывает веб-раз работкой. К чужим интерфейсам внимателен, видит изъяны и не прочь высмеять их публично.
■ «Клерк Марина»- Пользуется Интернетом только на работе. Зарегистрирована «ВКонтакте», где общается со знакомыми и публикует фотографии, сделанные во время путешествий. Электронной почтой пользуется только в служебных целях (переписывается с контрагентами), однако, если чего-то не понимает на сайте контрагента, сразу звонит, не пишет. Пользуется поисковыми системами, другие интернет-сервисы ей кажутся ненужными. Недавно попробовала найти новую работу через Интернет, пока без особого успеха.
В целом не считает, что Интернет занимает существенное место в ее жизни. Интерфейсы оценивает субъективно («понятно / непонятно»).
■ «Пенсионер Семен». Использует Интернет для связи со знакомыми и родственниками. Активно интересуется новостями и пересылает ссылки по почте. Уверенно пользуется коммуникационными сервисами, в том числе платными (например, услуги Skype). Ведет ЖЖ-блог (аккаунт
у него тоже платный). Не стесняется просить узнакомых помощи в настройке компьютера. Бурно реагирует на неполадки в работе сайта или «несовершенство» интерфейса.
Разумеется, такая классификация достаточно условна, возможно, у сайта более специфические виды аудитории (например, дети, фанаты конкретного технического решения, иностранцы и т.д.).
Интернет-Маркетинг