Все интернет-интерфейсы имеют природу, сходную с вирусной: появился конкретный элемент интерфейса на популярном сайте — и удачное решение тут же распространяется по всей Сети. Данному процессу ничто не препятствует: запрограммировать функции и создать для них интерфейс относительно просто, копирование и творческая интерпретация понравившегося решения судебным преследованием не грозят. Как правило, никто не знает, какой сайт был первоисточником очередной «интерфейсной» идеи. Да и что это меняет, если ею уже пользуются все.
Интересно другое: такие идеи распространяются не сами по себе, от веб-мастера к веб-мастеру, — их «разносят» пользователи. Происходит это благодаря тому, что сайты, имеющие пересекающуюся аудиторию, за эту аудиторию борются, в том числе и путем мимикрии друг под друга. Кроме того, владельцы сайтов изучают аудиторию, формирующую их интернет-трафик, и стараются расположить к себе пользователей (в том числе «клонированием» нововведений и внедрением API-решений). Это также привносит элемент «вирусно-сти» в жизненный цикл интерфейсных решений.
Возможно, кто-то из читателей еще помнит, что представлял собой Интернет в середине и конце 1990-х гг. Как выглядели «приличные» интернет-сайты? Там присутствовали такие элементы интерфейса, каких сейчас днем с огнем не сыскать:
■ счетчики посещаемости (обычно счетчика Рамблера»);
■ кнопки, указывающие на размещение сайта в разнообразных каталогах;
■ горизонтальные баннеры на баннерокру-тилках (просто для красоты);
■ цветной фон;
■ детальная информация о том, в каком браузере лучше смотреть сайт;
■ крутящийся логотип (особым шиком был логотип компании);
■ фраза «Under construction», снабженная иконкой с землекопом, и т.д.
Нельзя сказать, что эти элементы интерфейса были совсем уж бесполезными, но на функциональность сайта это никак не влияло.
С какой целью сайт наполняли всеми этими изысками? Уж конечно, не с практической. Единственная причина, по которой веб-мастера возились с «украшениями» такого рода, в том, что владельцам сайта очень хотелось донести до посетителей: мы «в теме», мы актуальны. Другими словами, следование моде должно было вызвать у пользователя реакцию приблизительно такого типа: «это свои», «у них «крутой» сайт», «они уделяют внимание своему сайту», «возможно, мы будем говорить на одном языке». Ну, а поскольку тогда интернет-пользователи явно составляли ка сту избранных, имело смысл подавать ее представителям сигнал: «я свой».
Пример: представлена главная страница сайта издательского дома «Шанс» образца лета 1998 г. Тогда были в моде переключатели русской кодировки, рисованные заголовки и объемные рамки изображений. С тех пор, по сути, ничего не изменилось. Все так же структура интерфейса и в общих решениях, и в мелочах призвана подавать пользователю сигнал: мы свои, тебе к нам, здесь именно то, что тебе нужно. Однако изменился размер популяции «переносчиков вируса». Теперь владельцам сайтов приходится иметь дело не с одной более-менее однородной кастой интернет-пользователей, а с очень разными аудиториями, каждая из которых имеет собственную систему индикаторов «свой — чужой».
По сути, интерфейс — это препятствие на пути пользователя к цели. Новый сайт — новое препятствие. Интерфейсы сначала мешают, а уж потом, если повезет, помогают. Итак, пользователь заходит на сайты. Как он воспринимает то, что видит? Примерно как «колонию» интерфейсов, мешающих добраться до сути дела. Посетители сайтов бродят между этими «колониями» и гадают какая выглядит наименее опасной? Где «не так страшно»?
Конечно, общие навыки кликанья по ссылкам, разглядывания небольших картинок и чтения коротких текстов есть у всех. Дальше же начинаются различия, и довольно существенные. От того, насколько ваша «колония» интерфейсов соответствует ожиданиям целевой аудитории, в значительной степени зависит эффективность взаимодействия пользователей с содержательной частью сайта и, стало быть, с вашим бизнесом в целом.
Интернет-Маркетинг