Рынок e-commerce (под ним мы будем понимать любую коммерческую активность в Интернете) растет высочайшими темпами. По оценкам агентства DISCOVERY Research Group объем сегмента b-2-c российского рынка электронной торговли в 2010 Г. составлял $6-7 млрд [1]. Развитию сегмента способствовали такие факторы, как увеличение числа интернет-пользователей, постепенное распространение электронных денег, рост доверия потребителей.
По данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ) в 2011 г. оборот рынка интернет-торговли составит $8,79 млрд (+17%). Только в марте текущего года 12 млн россиян выбирали товары в Интернете, а 6 млн совершали покупки онлайн. Оборот российского рынка интернет-торговли в отчетном месяце составил $652,6 млн. Положительная динамика обусловлена как увеличением среднего чека интернет-покупки, так и ростом аудитории, совершающей покупки онлайн. Как и где заработать на сайте, мы рассмотрим в данной статье:
ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН: «ЗА» И «ПРОТИВ»
Прежде чем перейти к обсуждению различных аспектов создания успешного интернет-магазина, отметим преимущества и недостатки данного вида онлайн-бизнеса.
В числе основных преимуществ интернет-магазина можно указать следующие.
■ Низкий барьер входа. Открытие интернет-магазина требует сравнительно небольших инвестиций. Для полноценного функционирования традиционного магазина (в режиме офлайн) необходимы оборудованное и оформленное помещение, электроэнергия, отопление, вода, нужно согласовать работу магазина с муниципальными властями и различными органами (жилищно-эксплуатационная служба (ЖЭС), государственная противопожарная служба и т.п.). Существенные затраты связаны с арендой помещения, оплатой труда обслуживающего персонала, маркетинговой активностью. Для интернет-магазина такие затраты не характерны, поэтому его запуск и дальнейшее функционирование стоит на порядок дешевле.
Для того чтобы разница стала более очевидной, сравним, к примеру, стоимость смены дизайна в обычном магазине и в виртуальном. К тому же, на время работ обычный магазин будет закрыт (потеря операционного дохода). В случае с интернет-магазином покупатели могут посещать старую версию сайта, пока ведутся работы по переоформлению. Следует упомянуть и о временном факторе: стиль интернет-магазина можно поменять за неделю, изменив даже его позиционирование (например, с категории «эконом» на категорию «люкс»).
■ Легкость масштабирования. За несколько дней интернет-киоск можно превратить в интернет-супермаркет. В офлайне на это уйдут годы работы и колоссальные инвестиции.
■ Круглосуточная работа магазина (7 дней в неделю, 24 часа в сутки, 365 дней в году). Отсутствие очередей и технических перерывов.
ш Отсутствие географической привязки. Возможности Интернета позволяют построить международную торговую сеть, бизнес не ограничен рамками одного государства.
■ Небольшая стоимость продвижения. Реклама в Сети на порядок дешевле и, как правило, эффективнее, нежели в офлайне.
■ Удобство доступа к ассортименту. Если проект интернет-магазина тщательно продуман, покупатель без труда найдет нужный ему товар, каким бы большим ни был ассортимент. Как правило, это можно сделать прямо с главной страницы сайта.
■ Естественная «фильтрация» аудитории. Как правило, Интернетом пользуются люди с достатком средним и выше среднего, т.е. с достаточной покупательской способностью. Вне Интернета отсеивания по данному критерию нет.
У интернет-магазинов имеются и недостатки.
■ Отсутствие физического контакта с товаром. Если речь идет об одежде, то в обычном магазине ее можно примерить, внимательно рассмотреть, можно оценить качество материала и т.д., тактильные ощущения позволяют дать товару более объективную оценку. В режиме онлайн такие ощущения получить невозможно, это несколько ограничивает возможности торговли в Сети. Однако данную проблему можно решить. Приведем пару примеров.
Если посетитель интернет-ателье сомневается по поводу размера предмета одежды (допустим, сорочки), то может заказать себе «тестовый» вариант по очень низкой цене. Их изготавливают из дешевых материалов, и особой ценности они не представляют. Если «тестовая» сорочка не подошла, ее можно использовать как домашнюю одежду. Такой подход обеспечивает интернет-магазину приток новых клиентов и позволяет не потерять уже имеющихся.
Один из интернет-магазинов женского нижнего белья предлагает своим покупателям услугу «Примерочная на дому»: можно выбрать несколько размеров одной модели, если они не подошли, оплачиваются только услуги курьера.
■ Отсутствие возможности получить товар немедленно. В интернет-магазине невозможно приобрести товар сразу: с момента покупки (или заказа) товара до его доставки проходит от нескольких часов до нескольких дней. Исключение составляют виртуальные товары (программное обеспечение, информация в электронном виде и т.д.)
■ Высокий процент отказа от покупки. Дело в том, что посетитель обычного магазина часть покупок совершает под влиянием спонтанного желания, т.е. такие покупки не запланированы. У посетителя интернет-магазина есть время подумать и тщательно взвесить свое решение. Это возможно даже после того, как он оформил заказ.
■ Низкий уровень доверия к платным услугам в Интернете. В Сети высок риск стать жертвой мошенников. Рассчитываясь с помощью кредитных карт, виртуальными деньгами или отправляя SMS-сообщение, пользователь может остаться без товара и без денег.
■ Высокая вероятность прекращения работы магазина по техническим причинам. Среди таких причин можно указать атаки хакеров, аварии у хостеров, блокирование в поисковых системах за нарушение правил.
Существование различий, перечисленных выше, вовсе не означает, что между электронной коммерцией и традиционным бизнесом нет ничего общего. Следует помнить, что многие аспекты интернет-торговли так или иначе связаны с оф-лайн средой (склад, бухгалтерия, курьеры, администраторы, документооборот).
Интернет-Маркетинг
- Ключевые правила создания «продающего» интернет-магазина. Введение.
- Ключевые правила создания «продающего» интернет-магазина. Основные тренды ( I ).
- Ключевые правила создания «продающего» интернет-магазина. Основные тренды ( II ).
- Как создать прибыльный бизнес в сети ( II ).
- Как создать прибыльный бизнес в сети ( III ).
- Как создать прибыльный бизнес в сети ( IV ).
- Как создать прибыльный бизнес в сети ( V ).
Бизнес – это не так просто, как кажется, и интернет-бизнес в том числе. Выигрывает сильнейший.