100%-ный возврат, оплата по факту, гарантии на продвижение и оптимизацию сайта за один месяц – это все причины разорения некоторых SEO компаний. Непросто пришлось и обычным seo специалистам. В начале 2009г. практически не было вакансий для seo специалистов , автору, например, удалось найти очень опытных и талантливых сотрудников за смешные деньги. К концу года ситуация в корне изменилась: всех профессиональных seo специалистов «расхватали», а количество кандидатов на должность «SEO специалист» сократилось в несколько раз. Тем не менее, рынок выстоял, никто из крупных seo компаний не обанкротился, а кое-кому удалось перестроить свою seo компанию должным образом, сделать правильные инвестиции и в последствии выйти в лидеры. В 2009г. На рынке появились первые системы автоматизированного продвижения и оптимизации: сначала ReAktor (запущенная еще в 2008г.), затем SeoPult.
В 2009 г. В Москве прошла первая профессиональная конференция NetPromoter-2009. На конференции выступили ведущие seo специалисты отрасли, поделившиеся своим опытом и ценной информацией с коллегами по цеху продвижения и оптимизации сайтов. Можно смело утверждать, что конференция коренным образом изменила ситуацию, сложившуюся в области подготовки SEO специалистов. Стало ясно, что существует большой спрос на информацию, которой обладают эксперты. В 2009г. Приобрели популярность курсы и семинары проводимые для SEO специалистов. Наступил момент, когда продвижение и оптимизация сайтов стало настолько сложной работой, что для ее проведения недостаточно было просто изучить ресурс Searchengines.ru.
В конце 2009г. Агентство ArrowMedia решило основательно подойти к вопросу исследования рынка и изучить коммерческую политику не только лидеров рынка seo продвижения и оптимизации, но и всех более-менее значимых SEO компаний. В целях чистоты эксперимента исследование носило анонимный характер (участники исследования полагали, что им звонит настоящий клиент). Нам удалось собрать около 40 предложений от различных seo компаний - и лидеров рынка по продвижению и оптимизации, и небольших фирм, имеющих небольшое количество клиентов. Каждого поставщика услуг мы просили рассчитать бюджет по одному и тому же списку запросов, указать сроки продвижения и оптимизации сайта с выводом в топ поисковых систем и возможность предоставления финансовых гарантий.
Результаты исследования показали следующее:
- В ценообразовании у seo компаний царит хаос. Формирование бюджета по продвижению и оптимизации сайта производится по принципу «пальцем в небо», поскольку нет инструментов, позволяющих точно оценить затраты на продвижение и оптимизацию. Раньше бюджет seo оптимизации и продвижения составляли исходя из затрат конкурентов на ссылки, но в 2008г. «Яндекс» лишил seo компании и возможности посмотреть, какие ссылки стоят у конкурентов. Да и сама технология была уже не такой эффективной, как раньше, когда достаточно было поставить, больше ссылок, чем у seo компании конкурента, или разместится на тех же площадках, что и он. В итоге мы пришли к поразительному заключению: стоимость продвижения одного списка запросов у разных seo компаний может отличаться в 40 раз. Минимальная цена, предложенная поставщиком – 20 тыс. руб. в месяц, максимальная 800 тыс. руб. в месяц. Причина такого разброса не в качестве услуг, среди пяти самых дешевых и пяти самых дорогих предложений были предложения, как признанных лидеров рынка, так и никому не известных небольших seo компаний и отдельных seo специалистов. Интересен тот факт, что интервал между ценами по продвижению и оптимизации сайтов составлял 5-10 тыс. руб., т.е. крайние ценовые значения - это не случайный единичный показатель, ими нельзя пренебречь.
- Менеджеры не всегда понимают, что продают. Чувствуется недостаток образования seo специалистов. Специфика оказания услуг меняется достаточно быстро, и не всегда информация вовремя доходит до менеджеров. В результате этого менеджеры иногда предлагают продвижение и оптимизацию на условиях, выполнить которые заведомо невозможно, и по финансовой гарантии придется возвращать деньги. Актуальность знаний крайне важна при продаже услуг по продвижению и оптимизации сайтов, как показало исследование, в 2009г. Этому не уделяли достаточно внимания большинство seo компаний.
- Мало кто отчетливо представляет, сколько времени займет оптимизация и продвижение. Срок продвижения сайта – достаточно важный критерий при выборе исполнителя. В 2009г. Большинство seo специалистов позволяло себе значительно ошибаться при указании срока. Вероятно, они рассчитывали, что клиент не станет прекращать продвижение и оптимизацию сайта, даже если не удастся уложиться в указанный срок. Объективными оказались лишь четыре seo компании, назвавшие срок более четырех месяцев, все остальные имели крайне низкие шансы выполнить обязательства по договору.
Какие выводы можно сделать из всего вышесказанного? 2009г. Стал тяжелым для SEO специалистов. В предшествующем году все оптимизаторы, следую рыночной конъюнктуре, представили клиентам финансовые гарантии и заключили договоры по продвижению и оптимизации на один-два месяца. После изменений алгоритмов работы поисковых систем сроки продвижения и оптимизации молодых сайтов стали непрогнозируемыми, в отдельных случаях это должно было занять несколько лет, сроки продвижения и оптимизации старых сайтов возросли в два-три раза. Этот период ознаменовался огромным количеством сокращений и увольнений, возвратами по договорам, несколько seo компаний оказались на грани разорения.