Отдельно хочется остановиться на автоматических системах управления контекстной рекламой. Как инженер-программист по образованию, могу сказать, что я ничего не имею против автоматизации человеческой деятельности при условии сокращения затрат. Системы bid management позволяют организациям вести множество кампаний одновременно и решать описанные выше проблемы с рентабельностью.
Они весьма полезны в кампаниях, где количество ключевых слов превышает тот объем, который может обработать один человек с хорошим математическим аппаратом. Однако автоматическая система никогда не сможет предсказать поведения посетителя, пришедшего на сайт через поисковую систему, а также никогда не сможет проанализировать действия посетителя на сайте. Именно поэтому использование автоматических систем управления контекстной рекламой должно всегда быть подкреплено работой хорошего веб-аналитика, который исследует результаты ее деятельности и проводит корректировку настроек. Это косвенно подтверждается тем, что на рынке до сих пор нет автоматической системы, которая «сделала бы» так, чтобы агентства начали терять доходы от оказываемых ими консультационных услуг в области контекстной рекламы. Текущие наработки компаний позволяют им частично снизить свои издержки.
Не стоит сбрасывать со счетов еще одну категорию игроков рынка, которые распределяют контекстные бюджеты, — большие медийные группы. В структуре их доходов комиссия от контекстной рекламы также занимает определенную долю, однако не такую значительную, как у небольших агентств. Большой объем работ ведет к возникновению типовых проблем. Самая распространенная из них — нежелание «промечать» ссылки из контекста метками для счетчика статистики и, как следствие, полное непонимание того, как работает контекст на самом сайте. Причины такого поведения понятны: медийное агентство видит ценность своей деятельности в несколько ином — оно мыслит такими категориями, как «охват», CTR', «число переходов», «аффи-нитивность» и т.д. Куда уж там до изучения и разбора конкретного поведения посетителей на сайте, это же нужно ставить и настраивать какие-то счетчики, промечать какие-то ссылки. В общем, долгая преданалитическая подготовка кампаний медийным агентствам, как показывает мой опыт, несвойственна. При этом подключить к проекту стороннее независимое аналитическое агентство — неприемлемое действие, поскольку такое не практикуется штаб-квартирами международных агентств.
Клиент международного сетевого агентства — это особый случай. Как правило, в роли клиента выступает российское отделение крупной международной компании, которому из головного офиса дали указание: «работать будете только с этим агентством». Мне не раз доводилось видеть печальные глаза работников российского офиса компании, поскольку все понимают, какой будет «эффективность» работы агентства, а изменить ситуацию не могут.
Отдельная история — post-campaign-отчеты (отчеты, которые представляют клиенту после проведения рекламной кампании). Отчеты содержат вышеупомянутые метрики, возможно, данные о количестве переходов с различных рекламных источников и CTR каждого. Как правило, отсутствует даже показатель отказов по каждому из приведенных источников рекламы. Можно себе представить «глубину» анализа на уровне CTR и числа переходов... Часто менеджер на стороне клиента старается проверять post-campaign-отчет с помощью счетчиков, и данные не совпадают (агентство завышает показатели в два-три раза). В наше агентство часто приходят просьбы о «расследовании» подобных инцидентов. Никакого криминала на самом деле здесь нет, просто половина трафика «оседает» в счетчике с непонятных IP-адресов {вместо конкретных ссылок), что является спецификой размещения через СРМ-сети баннеров, или в not set-па pa метре, когда не размечены ключевые слова. Результат менеджер клиента не может провести анализ кампании с помощью счетчика статистики.
В завершение хочется сказать следующее. Будьте осторожны, выбирая агентство, занимающееся контекстной рекламой, ведь речь идет об эффективности расходования вашего рекламного бюджета. Учитывайте объективные реалии рынка, которые я попытался обрисовать в этой статье.
Интернет-Маркетинг